Рококо уже изначально был необычен тем, что, в
отличие от известных до него стилей (которые складывались, как правило,
в архитектуре и лишь затем распространялись на живопись, скульптуру,
мебель и прочие виды искусства), сразу возник как камерный интерьерный.
Областью его «применения» стали аристократические гостиные и столь
распространенные в состоятельных частных домах будуары, которые было
модно обустраивать в игривой куртуазной манере и в которых, по
выражению поэта М. Кузмина, царил «дух мелочей прелестных и воздушных».
Интерьер эпохи европейского рококо определяла
эстетика мимолетного и неуловимого, изменчивого и капризного. Изящество
и легкость в сочетании с откровенно выраженной декоративностью
достигались за счет пластических приемов и цветового решения.
Для интерьера в стиле рококо характерны тонкие
рельефные обрамления, гротески вперемежку с элементами рокайля, а также
закругленные углы стен. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от
потолка, — падуга, то есть плавный полукруглый переход, который во
времена оны декорировался не скульптурой, а тонким орнаментальным
рельефом, выполненным из гипса и стукко.
Гипс и стукко идеально подходят для того, чтобы вылепить невысокий рельеф, который быстро принимает нужную форму.
В современном варианте их можно заменить смесью
гипса, алебастра и клея ПВА. Скорее всего, полукруглые скошенные стены
не вызовут восторг у сегодняшнего домовладельца. Не столько по причине
трудоемкости процесса, сколько из-за потери полезной площади. Однако
придать стенам налет рококо все-таки можно, если не просто украсить их
гипсовой лепниной, а еще и «подпылить» из пульверизатора тонким слоем
бронзовой или золотой краски. Общая тенденция пространства — тяготение
к живописности. Однако, в отличие, например, от того же барочного
интерьера, вместо ярких красок актуальны нежные пастельные тона,
приглушенные и забеленные краски, полутона, белый, розовый, палевый,
фисташковый, светло-голубой с позолотой. Характерным приемом рококо
считается рельефная лепнина, плавно переходящая в роспись золотом по
белому. И вовсе не обязательно стараться выдержать во всем доме одну
цветовую гамму и соблюсти единые принципы. Каждое помещение может
оказаться неповторимым и быть обустроено с учетом пристрастий
домочадцев.
В дополнение темы «красочного решения» рокайльного
интерьера можно вспомнить, что он, кроме всего прочего, зачастую
сопровождался настенной живописью, а также потолочной, продолжавшей
сюжетную линию стен.
Впрочем, есть и альтернативный вариант: для стиля
рококо типично украшение стен не фресками, а шпалерами с диковинными
узорами, вытканными шелком или шерстью.
В обстановке полной декоративности
Настенные
панно, полотна в рамах, плафоны, декоративные композиции, расположенные
над дверными или оконными проемами — десюдепорты, — все эти изыски
традиционно остаются элементами интерьера в стиле рококо. Основными
сюжетами выступают, как правило, сцены соблазнения, прозрачные намеки,
идиллические картины пастушеской жизни с эротическим подтекстом. Темой
для росписей могут стать и мифологические персонажи; а вот героические
сюжеты совершенно неактуальны. Главный критерий красоты —
женственность. Поэтому, воссоздавая роспись в стиле рококо, следует
оперировать мягкими округлыми контурами, тонкими нюансами формы и
цвета, пластичными линиями и переходами.
Еще одной характерной чертой стиля являются зеркала.
А точнее, множество зеркал — встроенных в стены, развешанных над
каминами и столиками, украшающих простенки между окнами. Последние
получили в эпоху рококо название «трюмо», что в переводе с французского
означает «простенок».
Зеркало вообще играло чрезвычайно большую роль в
интерьере того времени: оно традиционно символизировало призрачность,
игру, соединение иллюзии и реальности. Поэтому чем больше зеркал
окажется в интерьере современного коттеджа, тем явственнее зазвучит в
нем музыка далекой эпохи. И конечно, не стоит забывать о сугубо
практической стороне: отражаясь друг в друге, многочисленные зеркала
зрительно увеличат пространство, создадут впечатление бесконечности
анфилады комнат, обеспечат дополнительное освещение. Важная деталь:
зеркала непременно должны быть обрамлены легкими овальными рамами из
гипса или фарфора.
Вообще, для создания обстановки, стилизованной в
духе рококо, потребуется множество деталей. Таких, например, как
мебельные чехлы. И разумеется — подобранные им в тон занавеси, свободно
ниспадающие до пола. Сюда же можно добавить и скатерти на столики.
Текстиль для стиля рококо подходит легкий, с цветочными узорами. Лучше
всего выбрать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом
фоне.
Как известно, освещение играет огромную роль в
создании духа и атмосферы любого художественного стиля. Для
классического рококо было характерно множество настенных канделябров
для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. Сегодня
свечи с успехом заменяют электрические лампы накаливания, неоновые
светильники, лампы дневного света. Однако ничто не мешает расположить
их так, как это делали в Европе в восемнадцатом столетии, — напротив
зеркал либо рядом с ними. А если зеркала несколько староваты и успели
потемнеть от времени, композиция из множества лампочек в
соответствующих металлических или фарфоровых подсвечниках,
расположенных рядом или на фоне отражающей поверхности, обязательно
привнесет в обстановку мотивы рококо. В идеале светильники должны быть
сделаны из материалов, имитирующих фарфор, стукко или фаянс. При
сегодняшнем разнообразии рынка осветительных приборов найти нечто
подобное не составит особого труда. В любом случае ориентироваться
следует на светильники с блестящей поверхностью, которая будет отражать
свет.
Создавая атмосферу
Центром интерьера гостиной залы в стиле рококо
непременно должен стать невысокий камин, покрытый мраморной плитой. На
ней будут великолепно смотреться часы золоченой бронзы, с расписным
фарфоровым циферблатом, затейливые канделябры и, конечно, вазы
китайского фарфора. Над камином обязательно просится большое зеркало в
позолоченной раме, а рядом с ним — изящный столик на изогнутых ножках и
кресла. Вообще для рококо следует подбирать предметы обстановки с
выраженными округлыми формами, изысканные и обильно украшенные. Мебели
этого стиля присуще наличие и смешение черт, характерных для других
стилей. Здесь и богатая резьба барокко, и простота конструкций
Средневековья, и одновременно декорирование ножек в виде лап животных,
и золотая отделка в духе римского стиля. Во французском рококо всем
этим деталям уделялось огромное внимание: художники с одинаковой
тщательностью прорисовывали лепной декор стен, зеркал и каминов,
мебели, канделябров и формы дверных ручек. Словом, интерьер эпохи
рококо всегда представлял собой целостный художественный ансамбль, что
обязан учитывать и сегодняшний архитектор или дизайнер.
Наиболее распространенным предметом мебели в
европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать,
множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные,
столы-серванты, столы-консоли, ломберные и пр. Во Франции в это время
появились маленькие изящные столы-бобики, получившие свое название
из-за формы столешницы, которая напоминала бобовое зерно, и служившие
для письма, чаепития, рукоделия и т. д. Однако никакой другой вид
столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным —
столом-консолью. Для интерьера рококо он обязателен: со скульптурой,
вазой, часами; с множеством ящичков и полочек; в гостиной, в простенках
окон, в спальне, в кабинете — словом, везде, где только можно.
Применительно ко дню сегодняшнему такая антикварная вещица будет
отлично смотреться, например, в качестве подставки для ноутбука. Или
авторской светодиодной лампы. Почему бы нет?
Передать необходимую атмосферу как нельзя лучше
можно с помощью мелких фарфоровых статуэток, шкатулочек, вазочек и
прочих милых аксессуаров. Они традиционно расставляются повсюду: на
каминных полках, на столиках, на специальных подставках-консолях, в
шкафах-горках и т. д.
Но главный подарок эпохи рококо — это мода на все
экзотическое и необычное, в основном на китайское искусство. Стоит
вспомнить, что одним из главных художественных открытий эпохи рококо
стал фарфор с его белоснежной поверхностью и тонкой миниатюрной
росписью. И сегодня он идеально передаст атмосферу той эпохи и станет
ярким акцентом в интерьере кухни или столовой, гостиной или спальни.
Наряду с фарфором чрезвычайно популярными были в то время лаковые
панно. Ими украшали стены, ими искусно инкрустировали мебель. Типичным
для стилизации обстановки в духе рококо станут картины и шелковые ткани
с сюжетными изображениями — пагодами, китайцами и китаянками, зонтиками
и попугаями. То есть все, так или иначе связанное с Китаем. При
желании, наличии времени и финансовых возможностей ничто не помешает
воссоздать в собственном загородном особняке атмосферу в стиле
шинуазери (или попросту китайщины), например, по образу и подобию
знаменитого Китайского дворца в Ораниенбауме.
Впрочем, посуда в китайском стиле — вовсе не
обязательна. Она просто должна быть тонкой и изящной. Скажем, такой,
как майсенский фарфор, столь популярный во времена рококо. Или
севрский, без которого невозможно представить себе обстановку любого
дома французского аристократа того времени. Чайные и кофейные сервизы,
вазы и табакерки, туалетные и письменные приборы, очаровательные
статуэтки и скульптурные композиции в духе «галантных празднеств»
Ватто. Все это выглядит очень мило и исключительно в стиле.
Кстати, и стекло занимает определенное место в
интерьере эпохи. Стеклянные статуэтки и сюжетные миниатюры удачно
впишутся в обстановку и украсят собой столешницу какого-нибудь
очередного консольного столика. Не хуже будет выглядеть и хрусталь,
только ни в коем случае не тяжелый и не цветной. Из серебряной посуды
можно смело оставлять дутые чайники и вытянутые кофейники с ребристой
поверхностью. Отчасти этого достаточно, чтобы придать столовой легкий
налет рококо. Не говоря уже о чайном фарфоровом сервизе со сложным
цветочным орнаментом и обязательной позолотой, который можно выставить
в серванте на изогнутых ножках с зеркальной задней стенкой! Завершат
картину многочисленные вазы и вазочки, от больших напольных до самых
миниатюрных, с вылепленными рельефными цветами или нарисованными
сюжетными композициями. Если хорошенько поискать, они обязательно
найдутся — не в бабушкином приданом, так уж в антикварном магазине
точно.
Впрочем, вопрос художественной принадлежности тех
или иных аксессуаров зачастую остается открытым; главное — чтобы
предмет, которому суждено попасть в дом и стать его украшением,
гармонировал с вами и вписывался в общую эстетику обстановки. Тем более
обстановки рококо — такой мягкой и уютной, такой бело-розовой или
светло-голубой, с множеством декоративных элементов, каждый из которых
— маленькое произведение искусства.
Яна РОССО
|